Пневмопочта. Виды.

ВИДЫ ПНЕВМОПОЧТЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ СТАНЦИЙ


Системы пневматической почты условно можно разделить на односторонние и двусторонние.
В односторонних системах капсулы передаются только в одну сторону, на одну принимающую станции.
В двусторонних системах имеется возможность передачи капсул с любой станции на любую.

Существуют два типа двусторонних систем:

        •с двумя приемо-передающими станциями. Эти системы принято называть "точка-точка";
        •с более чем двумя приемо-передающими станциями. Эти системы принято называть "многоточечными".


         Система пневмопочты с двумя станциями – "точка-точка".


        В этой системе существует всего две станции, которые напрямую связаны между собой трубопроводом. Пользователь может отправить капсулу только на станцию, которая расположена на другом конце трубопровода. Поэтому для управления используют достаточно простые и дешевые пульты с "фиксированным адресатом".


     

    Пульт с фиксированным адресатом имеет всего одну кнопку, при нажатии на которую происходит отправка капсулы. Индикаторы на пульте сообщают пользователю о состоянии системы: отправка или получение капсулы, служебный режим.       

   В качестве приемо-передающих используются слайд-станции.

  Все процессы в системе контролируются с помощью блока управления. Блок управления системой "точка-точка" кардинально отличается от блока управления многоточечной системой – центрального контроллера. Он  значительно проще и дешевле. Программирование его не составляет сложности для обслуживающего персонала.
         Прохождение капсулы по системе фиксируется оптическим датчиками. 
         Система клапанов обеспечивает плавное торможение капсулы при ее приходе. 
        Для правильного переключения направления воздушного потока и обеспечения торможения капсул применяется специальное устройство – байпас. Байпас представляет собой дополнительный участок трубопровода длиной около одного метра, устанавливаемый параллельно магистральному трубопроводу. В байпасе установлены специальные воздушные клапана. 
        К недостаткам системы "точка-точка" можно отнести необходимость подключения  байпаса к одной из станций. Соответственно, сам байпас размещается на виду, рядом со станцией. Для сохранения эстетического вида помещений станции с байпасом размещают в помещениях, недоступных для клиентов.

        Система "точка-точка" отличается сравнительно невысокой стоимостью, простотой и очень высокой надежностью.


        Многоточечные системы пневмопочты:


        Если предполагается установка трех и более станций, возникает необходимость установки "маршрутных стрелок". 
        Маршрутная стрелка – это устройство , имеющее один вход и три выхода, называемые "портами". К портам подключаются участки трубопровода. Стрелка соединяет вход с одним из выходов, образуя непрерывный участок трубопровода.

        К портам стрелки можно подключать  станции или другие стрелки. Таким образом, используя маршрутные стрелки можно собрать систему практически любой конфигурации. 
        В качестве приемо-передающих можно использовать любые виды станций (см. "оборудование"). Станции могут снабжаться любыми пультами: с фиксированным адресатом и с выбором адресата. Пульт с выбором адресата имеет клавиатуру, с помощью которой выбирается номер станции назначения. На ярком контрастном дисплее пульта отображается вся информация о состоянии системы, номер станции получателя, имя получателя и другая необходимая информация. Можно выбрать язык, на котором отображается информация, в том числе и русский.
        Все процессы в многоточечной системе контролируются с помощью центрального контроллера. Центральный контроллер – микропроцессорной устройство с энергонезависимой памятью, в которой хранится специальная программа, создаваемая при проектировании конкретной системы пневмопочты. 
        Многоточечные системы имеют древовидную структуру. В основании "дерева" расположен компрессор с байпасом от которого, как "крона", разветвляются участки трубопровода. На концах участков трубопровода располагаются приемо-передающие станции. 
        Цикл передачи капсулы от одной станции к другой всегда состоит из двух фаз. Сначала в системе создается разряжение. Капсула движется в сторону компрессора и тормозится в байпасе. Затем стрелки переключаются и в системе создается давление. Капсула движется в сторону станции назначения. После приходы капсулы цикл завершается и система переходит в режим готовности. 
        В одно и то же время возможна пересылка только одной капсулы. 
        Устройство многоточечных систем позволяет "отделить" компрессор и байпас от станций. Их размещение возможно в отдельном помещении или за подвесным потолком.
        Применение микропроцессорного управления в многоточечных системах, использование маршрутных стрелок объясняет тот факт, что система из трех станций стоит уже значительно дороже системы "точка-точка". Однако, при увеличении количества станций себестоимость одного рабочего места существенно снижается.
        Системы пневмопочты сконструированы таким образом, чтобы достичь максимального уровня надежности. Встроенные микропрограммы производят автоматическую диагностику системыпневмопочты, проверку всех устройств. При потере энергопитания, ошибке пользователя или других сбоях, система производит автоматическую "продувку". При "продувке" последовательно создается разряжение во всех участках трубопровода и потерявшиеся капсулы доставляются в сторону компрессора. Затем найденные капсулы отправляются на станцию "сброса" – заранее определенную по согласованию с Заказчиком. После "продувки" система снова готова к работе.


         Односторонние многоточечные системы  - особый вид пневмопочты.


        В односторонних системах для соединения участков трубопровода используются неподвижные Y-образные  сочленения. Отправка капсул в таких системах возможна только в одну сторону – к компрессору. Соответственно существует несколько передающих и одна принимающая станция.
       

 

 В качестве передающих применяются слайд-станции или станции с "открытым концом". Для переключения воздушного потока на станциях используются электромеханические клапаны.

Заслонка электромеханического клапана открывает или перекрывает станцию в соответствии с циклом передачи. В начале цикла  передачи капсулы клапан на станции отправления открывается. На других станциях клапана закрыты. Создается разряжение в системе. Капсула движется в сторону компрессора, к принимающей станции. После прихода капсулы клапана станций отправления закрываются и капсула извлекается из системы, из принимающей станции.
        Односторонние системы применяются в основном в гипермаркетах, где требуется передача выручки от большого количества касс в главную кассовую комнату. 
        Стоимость односторонних систем ниже стоимости двусторонних систем. Однако, низкая стоимость не всегда оправдывает связанные с применением односторонних систем неудобства.